Все о фрикционном материале

Что же такое фрикционный материал на самом деле?

Фрикционный материал, или тормозные накладки, несет на себе задачу создания трения в тормозной системе транспортного средства в связке с тормозным диском.

За последнее столетие фрикционный материал значительно изменился. В самом начале использовались всего несколько составляющих, теперь же применяется целое множество для достижения идеального тормозящего момента. В настоящий момент в промышленности для создания фрикционных материалов применяются несколько видов сырья: связывающие материалы, усиливающие волокна, добавки, минералы и органические влияющие на конечные свойства. Каждая группа компонентов имеет особое назначение при подборе состава для максимальной прочности конечного продукта, рабочей эффективности и износоустойчивости накладок и диска. Накладки не должны подвергаться излому, чтобы водитель мог безопасно тормозить и останавливать транспортное средство. Хотя состав и формулы различных фрикционных материалов держатся в секрете производителями, некоторые из них стали доступны со временем. В начале нынешнего столетия у ряда ведущих производителей были выведены из производства все линейки накладок, содержащих вредные для здоровья асбестовые компоненты, более современная тенденция – отказ меди (и прочих небезопасных для здоровья материалов) для защиты окружающей среды.

Для чего применяется фрикционный материал?

Приводя в движение любое транспортное средство, необходимо контролировать его движение – его скорость и направление. Контроль направления движения осуществляется рулевым управлением, скорость же контролируется посредством двигателя и тормозной системы. При торможении, к вращающимся колесам, контактирующим с дорожным покрытием через шины, прилагается воздействие тормозных накладок используя тормозные диски/барабаны. Возникающая сила трения, направленная против вращения колеса, соединяется с силой трения шины о поверхность дороги, они вместе и вызывают снижение скорости или полную остановку транспортного средства.

Каковы требования к фрикционным материалам?

Фрикционный материал преобразует кинетическую энергию (энергию движения) в потенциальную (тепловую). Без специальных фрикционных материалов это невозможно, таким образом, весьма желательно, чтобы они имели высокую износоустойчивость. Кроме того, создаваемое трением тепло от торможения должно легко рассеиваться (через диск/барабан). Также тепло должно быть надежно изолировано от важных элементов тормозной системы – резиновые материалы, сенсоры и кабельные узлы. Это доказывает необходимость наличия у тормозных накладок особых теплообменных свойств. При высоком вращении осей может формироваться вибрация, в этом случае для подавления шума выпускаются специальные материалы.

Каковы основные угрозы для тормозных накладок?

Верное расстояние между колодкой и диском или накладкой и барабаном должно постоянно поддерживаться настройкой тормозной системы. Иначе возникнет повреждение или порча фрикционной колодки так как она прижимается к тормозному диску неплотно. Прочие негативные факторы для тормозной системы – наличие грязи, влаги или соли на тормозной накладке при длительном простое, все они в этом случае могут провоцировать коррозию.

Как проводятся испытания фрикционных материалов перед выпуском?

Перед реальными испытаниями на автомобилях тормозные накладки проходят ряд тестов в испытательных лабораториях, включая тест на инерционное торможение. В данном случае накладка монтируется на своем место в испытательной установке – такой же, как и в реальном автомобиле. Все элементы тормозной системы, которые могут повлиять на работу накладки в тестовой установке, такие как ось, барабан/диск, тормозной суппорт, что делает тест максимально приближенным к реальным условиям работы.

Для проведения динамометрических испытаний необходимо знать точный вес, на который рассчитано транспортное средство. Например, для 10 тонного тягача 4 тонны приходится на переднюю и 6 на заднюю оси, необходимо создать именно такие условия, чтобы испытать материал в условиях, максимально приближенным к реальным. Только подбором точных настроек – скорость вращения оси, давление, тормозящая сила и пр., можно верно провести подобный тест в лабораторных условиях. Во время динамического теста оценивается не только эффективность торможения, но и износостойкость тормозных накладок и дисков/барабанов.

Fras-le проводит испытания тормозных систем на своих испытательных полигонах

Полигон компании имеет опытную команду водителей-испытателей, техников и инженеров. Испытательная площадка компании опирается на полную команду пилотов, техников и инженеров. Теперь это более чем 18 площадок для проведения испытаний продукции компании, но и место сертификационных испытаний и проверок, предписываемых законодательством. Тягачи, тракторы, трейлеры и прочие транспортные средства, оборудованные тормозными фрикционными материалами Fras-le длительное время подвергаются многочисленным испытаниям, таким как тормозной путь, ускоренный износ, мокрое дорожное покрытие и многие другие. Процедуры всех испытаний сформированы так, чтобы отвечать международным стандартам и гарантировать безопасность людей на любой дороге в мире. 

Используя фрикционные материалы Fras-le вы можете полагаться на десятилетия опыта инженерных разработок и миллионы километров на тестовых испытаниях!