
Увеличение срока службы коленчатого вала при монтаже
- компетентно устраните возможные предыдущие повреждения в области осевой линии коренных подшипников и шатунов;
- надлежащим образом установите вкладыши подшипников картера и крышки подшипников. При этом следите за проходимостью и чистотой отверстия для смазки, а также за диаметром коренных и шатунных шеек;
- тщательно очистите сжатым воздухом масляные каналы в картере;
- обильно смажьте рабочие поверхности вкладышей подшипников высвободившимся маслом;
- установите крышки коренных подшипников. Учитывайте при этом нумерацию крышек коренных подшипников. Слегка смажьте маслом болты коренных подшипников и затяните их с учетом предписанных моментов затяжки;
- проверьте свободный ход коленчатого вала. Следует проверить и при необходимости надлежащим образом согласовать осевой зазор коленчатого вала.
Причины поломок коленчатого вала
редко связаны с усталостью материала после длительной эксплуатации. Наиболее частыми причинами поломок коленчатого вала являются:
- механическая перегрузка коленчатого вала из-за сбоев в процессе сгорания, гидравлических ударов и тп;
- внезапная блокировка двигателя из-за неисправной коробки передач;
- чрезмерные крутильные колебания, например, из-за неисправных амортизаторов, маховиков или сцеплений;
- ослабление материала после предыдущего повреждения подшипника или из-за расплавления коренных шеек и тп;
- недопустимая доработка подшипников коленчатого вала;
- механические повреждения вала перед монтажом.
Ошибки при монтаже
это самая частая причина повреждений коленчатого вала и подшипников, а также износа. Ошибки могут быть следующие:
- потеря твердости коренных шеек из-за предыдущих повреждений подшипников или ненадлежащей доработки, например, чрезмерной дошлифовки;
- использование неподходящих вкладышей подшипников, например, обычных подшипников скольжения с трехслойным вкладышем вместо подшипников скольжения с нанесенным слоем медного сплава на сталь и слоем вакуумной металлизации, неподходящие или отсутствующие отверстия для смазки;
- несоблюдение предписанного зазора в подшипнике. Причины: изношенные или деформированные картеры, коренные шейки, размеры которых больше или меньше номинальных, или, соответственно, геометрические погрешности, например, коренные шейки конической или выпуклой формы;
- нехватка смазочного масла при пуске в ход, так как маслянистая система не была предварительно заполнена маслом и испытана давлением. После повреждения подшипника не были устранены все опилки из контура циркуляции моторного масла;
- не были заменены масляный радиатор, моторное масло и масляный фильтр;
- диаметры расточенных отверстий подшипников коленчатого вала в картере не были проверены или, соответственно, восстановлены после предыдущего повреждения;
- коренные подшипники/крышки шатунных подшипников были перепутаны между собой или неправильно установлены;
- были применены неверные моменты затяжки и/или старые болты крышки подшипника;
- при первом пуске двигателя в ход не были учтены данные изготовителя.
Советы и рекомендации по продлению срока службы коленчатого вала
- достаточное количество масла в двигателе (согласно спецификации изготовителя);
- использовать масло надлежащей спецификации, не заполнять загрязненное или отработанное масло;
- избегать загрязнения моторного масла охлаждающим средством или топливом;
- избегать связанных с циркуляцией масла ошибок, приводящих к проблемам с давлением масла (например, неисправный масляный насос, неисправный масляной редукционный клапан,поврежденные жиклеры или корпус масляного фильтра, засоренные трубопроводы и каналы и тп);
- не допускать слишком высокой температуры моторного масла, чтобы не нарушалась маслянистая пленка.