Повреждения коленчатого вала

Увеличение срока службы коленчатого вала при монтаже

  • компетентно устраните возможные предыдущие повреждения в области осевой линии коренных подшипников и шатунов;
  • надлежащим образом установите вкладыши подшипников картера и крышки подшипников. При этом следите за проходимостью и чистотой отверстия для смазки, а также за диаметром коренных и шатунных шеек;
  • тщательно очистите сжатым воздухом масляные каналы в картере;
  • обильно смажьте рабочие поверхности вкладышей подшипников высвободившимся маслом;
  • установите крышки коренных подшипников. Учитывайте при этом нумерацию крышек коренных подшипников. Слегка смажьте маслом болты коренных подшипников и затяните их с учетом предписанных моментов затяжки;
  • проверьте свободный ход коленчатого вала. Следует проверить и при необходимости надлежащим образом согласовать осевой зазор коленчатого вала.

Причины поломок коленчатого вала

редко связаны с усталостью материала после длительной эксплуатацииНаиболее частыми причинами поломок коленчатого вала являются:

  • механическая перегрузка коленчатого вала из-за сбоев в процессе сгорания, гидравлических ударов и тп;
  • внезапная блокировка двигателя из-за неисправной коробки передач;
  • чрезмерные крутильные колебания, например, из-за неисправных амортизаторов, маховиков или сцеплений;
  • ослабление материала после предыдущего повреждения подшипника или из-за расплавления коренных шеек и тп;
  • недопустимая доработка подшипников коленчатого вала;
  • механические повреждения вала перед монтажом.

Ошибки при монтаже

это самая частая причина повреждений коленчатого вала и подшипников, а также износа. Ошибки могут быть следующие:

  • потеря твердости коренных шеек из-за предыдущих повреждений подшипников или ненадлежащей доработки, например, чрезмерной дошлифовки;
  • использование неподходящих вкладышей подшипников, например, обычных подшипников скольжения с трехслойным вкладышем вместо подшипников скольжения с нанесенным слоем медного сплава на сталь и слоем вакуумной металлизации, неподходящие или отсутствующие отверстия для смазки;
  • несоблюдение предписанного зазора в подшипнике. Причины: изношенные или деформированные картеры, коренные шейки, размеры которых больше или меньше номинальных, или, соответственно, геометрические погрешности, например, коренные шейки конической или выпуклой формы;
  • нехватка смазочного масла при пуске в ход, так как маслянистая система не была предварительно заполнена маслом и испытана давлением. После повреждения подшипника не были устранены все опилки из контура циркуляции моторного масла;
  • не были заменены масляный радиатор, моторное масло и масляный фильтр;
  • диаметры расточенных отверстий подшипников коленчатого вала в картере не были проверены или, соответственно, восстановлены после предыдущего повреждения;
  • коренные подшипники/крышки шатунных подшипников были перепутаны между собой или неправильно установлены;
  • были применены неверные моменты затяжки и/или старые болты крышки подшипника;
  • при первом пуске двигателя в ход не были учтены данные изготовителя.

Советы и рекомендации по продлению срока службы коленчатого вала

  • достаточное количество масла в двигателе (согласно спецификации изготовителя);
  • использовать масло надлежащей спецификации, не заполнять загрязненное или отработанное масло;
  • избегать загрязнения моторного масла охлаждающим средством или топливом;
  • избегать связанных с циркуляцией масла ошибок, приводящих к проблемам с давлением масла (например, неисправный масляный насос, неисправный масляной редукционный клапан,поврежденные жиклеры или корпус масляного фильтра, засоренные трубопроводы и каналы и тп);
  • не допускать слишком высокой температуры моторного масла, чтобы не нарушалась маслянистая пленка.